Работа – как много в этом слове!

  Автор:
  444
Работа - как много в этом слове

Нет рабства безнадежнее, чем рабство тех рабов,
Себя кто полагает свободным от оков.
Иоганн Вольфганг Гёте

Работа… Как много в этом слове!
Человек треть своей жизни проводит на работе. Работа имеет в нашей жизни огромное значение. Для многих работа в прямом смысле слова является смыслом жизни. В стремлении вырасти профессионально, и построить успешную карьеру мы тратим лучшие годы своей жизни.
Но что же значит само слово «работа», и откуда оно к нам пришло? Давайте попробуем разобраться в этимологии происхождения этого слова, и понять, что оно обозначает в основных языках мира.
По-французски работа – travail (travailler) от латинского tripalium (букв. “три палки”) – инструмент для пыток, активно использовавшийся в средние века.
По-испански – trabajo (trabajar) – от того же латинского корня и с той же коннотацией.
По-португальски – trabalho (trabalhare) – та же история, что и с французским и испанским.
И только итальянцы (lavoro, lavorare) “выбрали” другое латинское слово для обозначения “работы” – labor, laboris – “напряжение, усилие, труд”.
В древнеанглийском слово weorc, worc обозначало “что-то сделанное, действие, деяние, занятие, работа, военное укрепление”. Слово восходит к протоиндоевропейской основе *werg – работать. При этом, интересен факт, что в древнеанглийском у этого слова было и еще одно значение – “разврат” (fornication).
В немецком языке слово Arbeit с XV в. обозначало “труд, работа, усилие, качественное исполнение, производительность, занятость”. Всем известно особое отношение немцев к работе. Однако иногда это отношение выражалось довольно странным образом.
«Arbeit macht frei» — что в переводе означает «Работа делает свободным» или «Труд освобождает». Во времена Третьего Рейха эта фраза в качестве лозунга была размещена на входе многих концентрационных лагерей — то ли с целью придания ложной надежды, то ли в качестве злобной мефистофелевской усмешки.
В старославянском языке слово «работать» появилось из индоевропейского языка, корень которого «orbhos» означал «барщина, работа на кого-либо». В принципе, изначально такое же значение слово имело и в древнерусском, старославянском языках. Этимологический словарь Фасмера приводит такое значение слова: др.-русск. робота “работа, рабство, неволя”.
Со временем значение слова «orbhos» трансформировалось в «работать на кого-то». Любопытно, что до революции в слове «рабочий» корнем считался «раб», а корень «рабоч» появился уже в советское время.
Таким образом, мы видим, что слово «работа», судя по всему, произошло от слова «раб». Скажем прямо — подобные результаты этимологического анализа особого энтузиазма в сердце не вселяют. Однако дадим волю любознательности — посмотрим, что же на самом деле означает слово «раб» в русском языке.
Для этого заглянем в Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля: «Раб м. раба́, рабы́ня, раби́ца ж. — невольник, крепостной; человек, обращенный в собственность ближнего своего, состоящий в полной власти его. Над круглым или полным рабом господин волен в жизни и смерти. Рабо́чий сущ. м. рабо́тник, работница — взятый куда для работ, простых, черных, или сельских, или фабричных и заводских; простой прислужник, батрак, наймист, служитель».
Толковый словарь Ефремовой дает следующую трактовку: «Раб м. 1) Представитель эксплуатируемого класса в рабовладельческом обществе, лишенный всех прав и средств производства и являющийся собственностью хозяина-рабовладельца. 2) Крепостной крестьянин. 3) а) перен. Бесправный человек, находящийся в полной зависимости.
Римский философ, учёный-энциклопедист и писатель Марк Теренций Варрон (116 — 27 гг. до н. э.) дал свое разъяснение понятия «раб». С точки зрения Варрона, раб представляет собой лишь «говорящее орудие», одушевлённую собственность, вьючный скот (на языке римского права — res, то есть вещь). Рабы обычно используются как рабочая сила в сельскохозяйственном и другом производстве, в качестве слуг, либо для удовлетворения иных потребностей хозяина. Вещный характер раба, прежде всего, выражается в том, что все продукты рабского труда становятся собственностью владельца; зато и забота о прокормлении и о других нуждах рабов лежит на хозяине. Раб не имеет своей собственности, он может распоряжаться лишь тем, что господин пожелает дать ему.
Получается, что раньше вся «работа» выполнялась преимущественно «рабами»? Рабами, чья свобода ограничена против их желания. Рабами, принадлежавшими хозяину, трудившимися на него – а хозяин взамен кормил и предоставлял ночлег.
Таким образом, если человек каждый день ходит на работу в офис против своего желания, находясь при этом в подчиненном положении, то этот человек – РАБ. Но зачем же ходить на работу против своего желания? И ответ на этот вопрос не так очевиден, как может показаться на первый взгляд. Кто-то это делает ради денег, требуемых для выживания. Кто-то – ради выполнения долга, кому-то это дает чувство безопасности. Для кого-то же это – не более чем глупая привычка.

Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:
Оставьте свой комментарий:

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук