15 вопросов для оценки качества вашей жизни

  Автор:
  875
Свобода или безопасность

Ты называешь себя свободным.
Свободным ОТ ЧЕГО, или свободным ДЛЯ ЧЕГО?
Фридрих Вильгельм Ницше

Каково качество вашей жизни? Довольны ли вы ею? Нет, я не имею ввиду отдельные сферы жизни, а вашу жизнь в целом. Насколько вас устраивает ваш стиль жизни? Хотели бы вы жить по-другому? Сложно сразу ответить на эти вопросы.
И это отнюдь не философские вопросы, уводящие нас от реальности. Я предлагаю вам отвлечься на несколько минут от чтения и ответить на следующие вопросы.

  1. Чувствую ли я, что управляю своей жизнью, а не она управляет мной?
  2. Живу ли я с тем человеком или с теми людьми, которые мне нужны? 
  3. Живу ли я в том месте, где я хочу?
  4. Соответствуют ли часы моей работы моему идеальному ритму жизни?
  5. Устраивают ли меня эти часы с точки зрения моей семейной жизни или общения с друзьями?
  6. Могу ли я спокойно заняться физическими упражнениями или поразмышлять, когда захочу?
  7. Всегда ли мое окружение позволяет мне жить, не напрягаясь? Чувствую ли я себя комфортно в своем окружении?
  8. Позволяет ли мой стиль жизни относиться к жизни творчески и реализовывать мой потенциал?
  9. Хватает ли мне денег на все мои нужды?
  10. Организованы ли мои дела так, чтобы не волноваться постоянно о них?
  11. Позволяет ли мой уровень жизни вносить хоть какой-нибудь вклад в жизнь людей, которым я хочу помочь?
  12. Достаточно ли времени я уделяю общению с моими друзьями и близкими?
  13. Оптимально ли количество разъездов и командировок в моей жизни?
  14. Насколько хорош тот стиль жизни, который я могу предложить своей семье/своему супругу?
  15. Есть ли у меня все, что мне нужно в жизни?

Работа – это, безусловно, важнейшая часть жизни. Практически каждому человеку необходимо работать – неважно, ил-за денег или нет. Однако, с каким бы энтузиазмом вы не выполняли свои служебные обязанности, не следует превращать свою жизнь исключительно в работу. При этом, никакой диктат со стороны вашего окружения недопустим – никто не вправе указывать вам, сколько времени вы должны посвящать своей работе.
Ответьте себе еще на один вопрос: когда вы более счастливы, на работе или вне работы? В случае если вы более счастливы на работе, чем после нее, то вы должны либо работать больше, либо вносить какие-то изменения в свою личную жизнь. Если вы вне работы чувствуете себя более счастливым, чем при выполнении служебных обязанностей, то вам либо стоит уменьшить нагрузку, либо сменить работу.
Согласно общемировой статистике, большинство людей не любят свою работу. Недавние исследования, проведенные в США, показали, что 87% американцев их работа не нравится. В России ситуация, особенно, если учитывать, что разница в зарплатах явно не в нашу пользу, ситуация примерно похожая.
Люди не любят свою работу. Они чувствуют, что жизнь проносится мимо. Они не чувствуют, что могут оставаться собой. Напротив, многим кажется, что они обязаны делать то, что они делают, поскольку это обеспечивает их средствами к существованию. Большинство из тех, кого вы знаете, с удовольствием занялись бы чем-то другим, если бы это приносило равные или большие деньги.
Существуют критерии, по которым можно судить о качестве жизни, обеспечиваемом вашей работой. Кроме собственно финансового, это такие критерии, как удовольствие, получаемое от работы; то, где вы живете; количество времени, проводимого с семьей и т.д.
В вашей жизни гораздо больше вариантов выбора способа зарабатывания на хлеб насущный, чем вы привыкли думать. Стоит лишь творчески подойти к возможности перемены карьеры и вашего стиля жизни.
Вы можете найти область деятельности, в большей степени соответствующую вашему стилю жизни. Многие миллионеры сделали свои состояния, превратив собственное хобби в прибыльный бизнес.
Как верно подметил Ричард Кох в своей книге «Принцип 80/20»: «Помните, что энтузиазм ведет к успеху. Очень часто бывает проще превратить энтузиазм в собственную карьеру, чем почувствовать энтузиазм в отношении карьеры, диктуемой вам другими людьми».
Рабство гарантирует безопасность и уверенность в завтрашнем дне. Но тут я задам вам один вопрос: где можно получить еще больше уверенности в завтрашнем дне? Например, находясь в тюрьме. Там человек также вполне уверен в завтрашнем дне.
Выполнять долг, следуя семейной традиции, весьма почётно: дед ходил на завод, отец ходил в офис, вот и я буду ходить. Зачем же нарушать привычный ход вещей?
С привычкой также все просто и понятно. Не нужно ни о чем думать – ведь можно спокойно и гарантировано получать зарплату. Два раза в месяц: 5-го и 20-го – «как часы».
Но что же делать тем, кто ездит каждый день на работу ТОЛЬКО РАДИ ДЕНЕГ?
Поверьте — деньги на жизнь можно заработать и другими способами. И для этого вовсе необязательно всю жизнь мучиться по 8 часов в день, выполняя работу, от которой тебя тошнит. В этой книге мы рассмотрим, по крайней мере, 3 способа, как заработать деньги, не работая по найму.
Однако, возможно, вам также предстоит принять решение, которое потребует от вас определенного мужества. Свобода выбора не гарантирует никакой безопасности. Свобода не согласуется с желаниями ваших родственников сделать из вас себе подобного. К свободе не привыкнешь: каждый день — новая жизнь. Свобода – прекрасна.
Да, на свободе начальник по головке не погладит. Его просто нет. Единственным вашим начальником будете вы сами.
Вы когда-нибудь видели вживую парение орла? Он величественно царствует в воздушных просторах благодаря своей скорости, силе, мощи, смелости, гордости, большому мужеству и безграничной любви к свободе.
Можно бояться свободы, и тогда не страшно любое, в том числе и офисное, рабство. Но по-настоящему свободному человеку невыносима мысль о рабстве в любом его проявлении. Перед каждым из нас простой, и в то же время, сложный выбор: либо мы делаем то, что хотим – и тогда мы свободны, либо делаем то, чего не желаем – и тогда мы превращаемся в рабов. Но главный вопрос, который мы должны задать себе — а хотим ли мы быть рабами?

Работа – как много в этом слове!

  Автор:
  509
Работа - как много в этом слове

Нет рабства безнадежнее, чем рабство тех рабов,
Себя кто полагает свободным от оков.
Иоганн Вольфганг Гёте

Работа… Как много в этом слове!
Человек треть своей жизни проводит на работе. Работа имеет в нашей жизни огромное значение. Для многих работа в прямом смысле слова является смыслом жизни. В стремлении вырасти профессионально, и построить успешную карьеру мы тратим лучшие годы своей жизни.
Но что же значит само слово «работа», и откуда оно к нам пришло? Давайте попробуем разобраться в этимологии происхождения этого слова, и понять, что оно обозначает в основных языках мира.
По-французски работа – travail (travailler) от латинского tripalium (букв. “три палки”) – инструмент для пыток, активно использовавшийся в средние века.
По-испански – trabajo (trabajar) – от того же латинского корня и с той же коннотацией.
По-португальски – trabalho (trabalhare) – та же история, что и с французским и испанским.
И только итальянцы (lavoro, lavorare) “выбрали” другое латинское слово для обозначения “работы” – labor, laboris – “напряжение, усилие, труд”.
В древнеанглийском слово weorc, worc обозначало “что-то сделанное, действие, деяние, занятие, работа, военное укрепление”. Слово восходит к протоиндоевропейской основе *werg – работать. При этом, интересен факт, что в древнеанглийском у этого слова было и еще одно значение – “разврат” (fornication).
В немецком языке слово Arbeit с XV в. обозначало “труд, работа, усилие, качественное исполнение, производительность, занятость”. Всем известно особое отношение немцев к работе. Однако иногда это отношение выражалось довольно странным образом.
«Arbeit macht frei» — что в переводе означает «Работа делает свободным» или «Труд освобождает». Во времена Третьего Рейха эта фраза в качестве лозунга была размещена на входе многих концентрационных лагерей — то ли с целью придания ложной надежды, то ли в качестве злобной мефистофелевской усмешки.
В старославянском языке слово «работать» появилось из индоевропейского языка, корень которого «orbhos» означал «барщина, работа на кого-либо». В принципе, изначально такое же значение слово имело и в древнерусском, старославянском языках. Этимологический словарь Фасмера приводит такое значение слова: др.-русск. робота “работа, рабство, неволя”.
Со временем значение слова «orbhos» трансформировалось в «работать на кого-то». Любопытно, что до революции в слове «рабочий» корнем считался «раб», а корень «рабоч» появился уже в советское время.
Таким образом, мы видим, что слово «работа», судя по всему, произошло от слова «раб». Скажем прямо — подобные результаты этимологического анализа особого энтузиазма в сердце не вселяют. Однако дадим волю любознательности — посмотрим, что же на самом деле означает слово «раб» в русском языке.
Для этого заглянем в Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля: «Раб м. раба́, рабы́ня, раби́ца ж. — невольник, крепостной; человек, обращенный в собственность ближнего своего, состоящий в полной власти его. Над круглым или полным рабом господин волен в жизни и смерти. Рабо́чий сущ. м. рабо́тник, работница — взятый куда для работ, простых, черных, или сельских, или фабричных и заводских; простой прислужник, батрак, наймист, служитель».
Толковый словарь Ефремовой дает следующую трактовку: «Раб м. 1) Представитель эксплуатируемого класса в рабовладельческом обществе, лишенный всех прав и средств производства и являющийся собственностью хозяина-рабовладельца. 2) Крепостной крестьянин. 3) а) перен. Бесправный человек, находящийся в полной зависимости.
Римский философ, учёный-энциклопедист и писатель Марк Теренций Варрон (116 — 27 гг. до н. э.) дал свое разъяснение понятия «раб». С точки зрения Варрона, раб представляет собой лишь «говорящее орудие», одушевлённую собственность, вьючный скот (на языке римского права — res, то есть вещь). Рабы обычно используются как рабочая сила в сельскохозяйственном и другом производстве, в качестве слуг, либо для удовлетворения иных потребностей хозяина. Вещный характер раба, прежде всего, выражается в том, что все продукты рабского труда становятся собственностью владельца; зато и забота о прокормлении и о других нуждах рабов лежит на хозяине. Раб не имеет своей собственности, он может распоряжаться лишь тем, что господин пожелает дать ему.
Получается, что раньше вся «работа» выполнялась преимущественно «рабами»? Рабами, чья свобода ограничена против их желания. Рабами, принадлежавшими хозяину, трудившимися на него – а хозяин взамен кормил и предоставлял ночлег.
Таким образом, если человек каждый день ходит на работу в офис против своего желания, находясь при этом в подчиненном положении, то этот человек – РАБ. Но зачем же ходить на работу против своего желания? И ответ на этот вопрос не так очевиден, как может показаться на первый взгляд. Кто-то это делает ради денег, требуемых для выживания. Кто-то – ради выполнения долга, кому-то это дает чувство безопасности. Для кого-то же это – не более чем глупая привычка.

Рабство «по собственному желанию»

  Автор:
  440
Рабство «по собственному желанию»
О, если б в грудь мою проник, Сизиф, твой дух, в работе смелый,
Я б труд свершил рукой умелой! Искусство — вечность, Время — миг.
Шарль Бодлер, «Цветы Зла»

В своей бессмертной поэме «Илиада» Гомер отразил, пожалуй, одно из самых печальных повествований за всю историю человечества. Николай Кун довольно удачно привел это описание в своей книге.

«Сизиф, сын бога повелителя всех ветров Эола, был основателем города Коринфа, который в древнейшие времена назывался Эфирой.

Никто во всей Греции не мог равняться по коварству, хитрости и изворотливости ума с Сизифом. Сизиф благодаря своей хитрости собрал неисчислимые богатства у себя в Коринфе; далеко распространилась слава о его сокровищах.

Когда пришел к нему бог смерти мрачный Танат, чтобы низвести его в печальное царство Аида, то Сизиф, еще раньше почувствовав приближение бога смерти, коварно обманул бога Таната и заковал его  в оковы. Перестали тогда на земле умирать люди. Нигде не совершались большие пышные похороны; перестали приносить и жертвы богам подземного царства. Нарушился на земле порядок, заведенный Зевсом. Тогда громовержец Зевс послал к Сизифу могучего бога войны Ареса. Он освободил Таната из оков, а Танат исторг душу Сизифа и отвел ее в царство теней умерших.

Но и тут сумел помочь себе хитрый Сизиф. Он сказал жене своей, чтобы она не погребала его тела и не приносила жертвы подземным богам. Послушалась мужа жена Сизифа. Аид и Персефона долго ждали похоронных жертв. Все нет их! Наконец, приблизился к трону Аида Сизиф и сказал владыке царства умерших, Аиду:

— О, властитель душ умерших, великий Аид, равный могуществом Зевсу, отпусти меня на светлую землю. Я велю жене моей принести тебе богатые жертвы и вернусь обратно в царство теней.

Так обманул Сизиф владыку Аида, и тот отпустил его на землю. Сизиф не вернулся, конечно, в царство Аида. Он остался в пышном дворце своем и весело пировал, радуясь, что один из всех смертных сумел вернуться из мрачного царства теней.

Разгневался Аид, снова послал он Таната за душой Сизифа. Явился Танат во дворец хитрейшего из смертных и застал его за роскошным пиром. Исторг душу Сизифа ненавистный богам и людям бог смерти; навсегда отлетела теперь душа Сизифа в царство теней.

Тяжкое наказание несет Сизиф в загробной жизни за все коварства, за все обманы, которые совершил он на земле. Он осужден вкатывать на высокую, крутую гору громадный камень. Напрягая все силы, трудится Сизиф. Пот градом струится с него от тяжкой работы. Все ближе вершина; еще усилие, и окончен будет труд Сизифа; но вырывается из рук его камень и с шумом катится вниз, подымая облака пыли. Снова принимается Сизиф за работу.

Так вечно катит камень Сизиф и никогда не может достигнуть цели — вершины горы».                    

Возникает вопрос – почему же боги избрали для Сизифа именно такое наказание? В чем была их цель, когда они приговорили Сизифа поднимать огромный камень на вершину горы, откуда эта глыба неизменно скатывалась вниз? Возможно, у них были основания полагать, что не существует кары ужасней, чем бесполезный и безнадежный труд.

Существует несколько иная трактовка мифа и Сизифе, согласно которой, умирая, он решил испытать любовь жены. Именно поэтому он приказал ей бросить его тело на площади без погребения. Оказавшись в аду, он возмутился столь бесчеловечному послушанию жены,  и попросил разрешения вернуться на землю с целью наказать свою благоверную.

Однако стоило ему вернуться на землю, ощутить на себе лучи солнца, шум воды и теплоту моря, у него тотчас пропало желание возвращаться в царство мертвых. Боги слали ему предупреждения, однако все было напрасно. Сизиф продолжал наслаждаться берегом залива, нежась в теплых солнечных лучах. И тогда боги разгневались, и приказали Меркурию схватить Сизифа и силой утащить в ад.

Так или иначе, понятно, что Сизиф – мифический герой-страдалец, ставший заложником своих страстей. Он был наказан богами за презрение, выказанное по отношению к ним, за ненависть к смерти, а также непреодолимое желание жить. Расплатой за это ему стал вечный и бессмысленный адский труд.

Миф и Сизифе будоражит воображение, рисуя мощное тело, полное напряжения, и силящееся поднять огромный камень, а затем катить его вверх по склону горы. Мы видим его лицо, сведенное судорогой, прижатую к камню щеку, могучие плечи, удерживающие покрытую глиной тяжесть. Мы представляем себе, как он оступается, вновь и вновь поднимая камень с земли.

Наконец, в результате неимоверных усилий, ему удается поднять камень на вершину горы. И в этот момент Сизиф видит, как результаты его трудов в считанные мгновения превращаются в прах – огромный камень с грохотом скатывается вниз. Он с минуту молча наблюдает за этим, испытывая бесконечное отчаяние. Затем, едва переведя дыхание, изможденный и покрытый каплями пота, с цветом лица, едва отличимым от камня, он спускается вниз, чтобы начать все сначала.

Трагичность мифа о Сизифе, описывающем человеческие страдания, которым нет конца, заставляет задуматься о судьбе обычного человека. Сизиф – пролетарий богов, бессильный и бунтующий, со всей ясностью понимает всю бесконечность своего печального удела. И что важно – это понимание приходит к нему именно во время спуска. Понимание того, что он лишен надежды на успех, надежды на победу.

В определенном смысле жизнь сегодняшнего работника весьма напоминает печальную судьбу нашего мифического героя. Нам часто просто не остается времени на то, чтобы задуматься: а что мы делаем со своей жизнью? Каждый день миллионы людей просыпаются рано утром, чтобы отправиться на нелюбимую работу, чтобы там день за днем заниматься нелюбимым делом. Мы катим свой собственный камень на высокую гору под названием «офисное рабство».